Досуг ребенка зависит целиком от родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Надо чаще отправляться вместе с ребенком на природу.
Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок родители имеют большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развивать его ум, тренировать внимание, память. Родителям лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.
Важно, чтобы прогулки с детьми на природе были постоянны¬ми и желанными для ребенка. Задумайтесь, сколько всего интересного можно пока¬зать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.
Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны под¬держивать у детей познавательный интерес к происходящему в при¬роде. Нет такого периода у природы, когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, кото¬рые интересны для наблюдений с детьми.
С наступлением теплых дней нас сильно тянет на при¬роду. И очень хорошо, когда там рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ра¬кетки и т.д.
Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе!» Да, мы пришли к тебе в гости, мы — гости твои, природа, поэтому и вести должны себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение в природе — эта¬лон поведения для ребенка.
Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновы¬ваются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследо¬вателей всегда манит даль. Здесь он видит перед собой новое и досе¬ле ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребенка.
Да, дети — неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Воп¬рос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький ис¬следователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает доста¬точно показать ребенку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками.
Многие дети любят рисовать с натуры . Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихот¬ворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, и понаблюдать за ними . Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Поду¬майте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку. А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись все вместе, негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти.
С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе кото¬рой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д.
Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспи¬тывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда. Толь¬ко в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.
Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей ува¬жать ее и заботиться о ней.
Природа Вас ждет, она Вам рада!